Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Комплекс мер, которые предпринимаются государственными органами для регулирования денежных количественных показателей в экономике страны, составляют суть денежно-кредитной политики.
Для реализации данной политики существует совокупность денежно-кредитных инструментов, к которым в том числе относится и ставка рефинансирования, и ряд государственных организаций, функциональными обязанностями которого является денежно-кредитное регулирование. Одной из таких организаций, занимающую ключевую роль в регулировании финансовых отношений, является Центральный Банк РФ.
Одной из ключевых функцией Центрального банка является кредитование коммерческих банков. Кредитование банков производится пол установленную Центробанком процентную ставку, которая называется ставкой рефинансирования. Ее размер, в дальнейшем, оказывает прямое влияние на размер процентных ставок кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям и населению.
Поэтому путем изменения ставки рефинансирования Центральный банк оказывает воздействие на размер финансовых резервов банков, регулируя их возможности по кредитованию. Фактически Центральный банк (Банк России) имеет возможность ограничения или увеличения размера денежной массы в обращении и активно этой возможностью пользуется.
Ставка рефинансирования выступает одним из ключевых инструментов денежно-кредитной политики страны, который позволяет посредством регуляции денежной массы влиять на уровень инфляции.
Надежность финансовой системы страны можно определить по размеру ставки рефинансирование на текущий момент. При повышении ставки деньги дорожают, спрос на кредиты от ЦБ снижается, что приводит к снижению денежной массы в обороте. Это, свою очередь, временно приводит к укреплению национальной валюты, при этом существенно замедляя экономический рост и развитие в стране.
Задачей исследования курсовой работы является определение функций ставки рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики и возможность практического ее применения и прогнозирования.
Целью курсовой работы является определить цели и задачи Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике и возможность их решения с использованием такого инструмента как ставка рефинансирования.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность ставки рефинансирования;
2. определить цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России
3. Отразить взаимосвязь ставки рефинансирования и инфляции, а также взаимосвязь с процентами по банковским депозитам и выдаваемым кредитам
4. Определить роль ставки рефинансирования для реального сектора экономики
5. Рассмотреть методы оценки и прогнозирования ставки рефинансирования
Предмет данной курсовой работы – показатель ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Объектом исследования выступают экономические отношения в условиях изменения показателя ставки рефинансирования.
Методологической основой для данной работы послужила информация сайта Центрального банка Российской Федерации (Банке России).
Нормативно-правовой базой стали законодательные акты РФ, относящиеся к теме данного исследования.
Теоретической базой исследования послужили литературные источники, список которых приведен в конце данной работы.
Эмпирическую базу составили материалы Федеральной службы государственной статистики по исследуемым вопросам.
Данная работа состоит из введения, двух глав, которые включают 4 параграфа, заключения, списка литературных источников. Количество литературных источников – 17. В данной работе использовано 6 рисунков
Объем данной курсовой работы – 34 страницы.
Глава 1
1.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России
Формированием денежно-кредитной стратегии нашей страны и созданием основы ее монетарной политики занимается Центральный банк (Банк России). Данная организация занимается осуществлением надзора и осуществления контроля в сегменте банковского дела, а также финансового, страхового и ряда иных рынков, смежных с ним.
Тем не менее, основным направлением деятельности Центрального банка – это денежно-кредитная политика.
В настоящее время Банк России выполняет роль эмиссионного центра РФ, осуществляет надзорную, контролирующую и регулирующую функции над всеми банками страны, выступает в качестве главного расчетного центра РФ и является государственным регулятором экономики.
Банк России подотчетен Государственной думе РФ и Президенту Российской Федерации), одновременно с этим является независимым государственным органом, и имеет полномочия на любые действия по выполнению задач, которые стоят перед ним.
Чтобы выполнить цели и задачи, которые стоят перед Центральным банком в сфере монетарного регулирования, Центробанк владеет рядом необходимых инструментов.
Возложенные на Центральный Банк РФ Функции осуществляются в полном соответствии с основным законом страны — Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также рядом других законов, которые регулируют финансовый сегмент. Ключевой функцией Центрального Банка России РФ, согласно действующей конституции, выступает обеспечение стабильности национальной валюты, также функцией исключительно Центрального банка является выпуск денежных знаков.
Основная цель Центрального банка РФ, которая была сформулирована в Основных направлениях единой государственной денежно–кредитной политики на 2016 г. и период 2017 и 2018 гг. является достижение стабильных цен, то есть фактически это задача, направленная на по достижение низкого уровня инфляции и удержания данного уровня от дальнейшего роста. Согласно данному документу, инфляция должна снизиться до показателя 4% и, в дальнейшем не превышать его.
Существующие цели политики Банка России в денежно-кредитной сфере, задаваемые законом о Центральном Банке, ориентируют его на поддержание стабильности национальной денежной валюты (в двух ее аспектах: как с точки зрения справедливого обменного курса, так и с точки зрения инфляционного регулирования) и на контроль над банковской системой страны, развитие банковских институтов. В соответствии с позицией представленной самим Банком России, регулятор «реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции и его основной целью является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание стабильно низкой инфляции».
Представленные нормативные акты, закон о Центральном Банке, сама позиция регулятора позволяет предположить, что в современных условиях Банк России абстрагируется от иных целевых параметров при осуществлении своей политики. В то же время, в целях денежно-кредитной политики на сайте регулятора, начиная с 2014 г. вводится специальная оговорка, свидетельствующая о том, что «Банк России не имеет количественных целей по другим экономическим показателям, в том числе темпам экономического роста, но при принятии решений опирается на комплексный анализ состояния экономики, рассматривая широкий круг индикаторов» Таким образом, Банк России частично указывает на необходимость вовлечения в процесс реализации денежно-кредитной политики новых целевых ориентиров, однако не определяет их, и не ставит четких и фиксированных целей, которые должны быть достигнуты.
В связи с переходом с декабря 2014 г. российской экономики к режиму плавающего валютного курса, цели Банка России по плавному сглаживанию колебания валютных курсов трансформировались. Банк России отказался от проведения операций на внутреннем валютном рынке в целях оказания влияния на обменный курс, за исключением особых случаев, когда это необходимо для поддержания общеэкономической стабильности. Банк России теперь не ставит себе цели оказывать прямое влияние на обменный курс, а оказывает влияние на общую экономическую ситуацию, регулирует монетарную сферу при помощи процентных ставок.
В представлении Центрального Банка переход к режиму плавающего валютного курса снизил чувствительность экономики от влияния внешнего воздействия, внешних шоков, давления со стороны макроэкономической конъюнктуры. Благодаря этому решению, экономика адаптируется к таким шокам автоматически, используя механизм обменного курса.
Таким образом, Банк России не ставит целей в области валютного регулирования, однако, оставляет за собой право оказывать влияние в случае возникновения фундаментальных экономических диспропорций, угрожающих стабильности рынка. Также, Банк России имеет возможность предоставлять прямую валютную ликвидность рынку в случае необходимости (при помощи операции «валютный своп»), в отличие от использовавшегося ранее механизма проведения операций на открытом рынке
Банк России уделяет особое внимание одной из своих ключевых компетенции – банковскому надзору. Сильный и стабильный финансовый сектор, банковская система – основа существования эффективной экономики. Задача Центрального Банка в таких условиях – провод
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сайт центрального Банка России https://www.cbr.ru
2. Гулиев О. Ф. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ: современное состояние // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.
3. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»
4.Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)»
5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
6. Андрюшин, С. А., Кузнецова В. В. Денежно - кредитная политика Банка России в 2010 - 2014 гг. : прогнозы и результаты / С. А. Андрюшин, В. В. Кузнецова // Банковское дело. – 2013. – № 12
7. Бурлачков, В. К. Формирование процентных ставок и правило Тейлора / В. К. Бурлачков // Вестник ИЭ РАН. – 2016. – № 5
8. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушина. – 15-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 448 с.
9. Ильина, Л. И., Ружанская Н. В. Влияние ставки рефинансирования на формирование кредитного портфеля и стоимость ресурсов коммерческого банка / Л. И. Ильина, Н. В. Ружанская // Банковское дело. – 2011. – № 42
10.Коваленко, О. В., Исаков А. В. Особенности динамики ставок денежного рынка в России / О. В. Коваленко, А. В. Исаков // Деньги и кредит. – 2014. – № 7
11. Моисеев, С. Р. Инструментарий денежно-кредитной политики центрального банка для таргетирования инфляции: 08.00.10 / Моисеев Сергей Рустамович. – М., 2009. – 306 с
12. Салманов, О. Н. Оценка изменений в денежно-кредитной политике российской экономики / О. Н. Салманов // Кластеры в экономике России: сущность, проблемы и перспективы развития.: сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017
13. Скуратова, А. В. Определение будущего уровня ключевой ставки банка России в различных экономических условиях / А. В. Скуратова // Механизмы снижения уязвимости банковского сектора России: материалы научно-практической конференции «Сегодня и завтра банковского сектора России» / под ред. Ю. А. Ровенского. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016
14. Скуратова, А. В. Прогнозирование ставок по кредитам для предприятий реального сектора экономики / А. В. Скуратова // Финансовая экономика. – 2017. – № 2
15. Скуратова, А. В., Смулов А. М. О роли ставки рефинансирования Банка России в современной денежно-кредитной политике / Скуратова А. В., Смулов А. М. // Бизнес и банки. – 2013. – № 11
16. Федорова, Е., Лысенкова А. Моделирование правила Тейлора для денежно-кредитной политики Банка России: эмпирический анализ / Е. Федорова, А. Лысенкова // Финансы и кредит. – 2013. – 565с
17. Вдовиченко, А., Воронина В., Правила денежно-кредитной политики Банка России / А. Вдовиченко, В. Воронина // Исследование при поддержке Консорциума экономических исследований и образования, грант № 02-230. 2004.